Как исповедаться и причаститься?

То, что написано ниже, адресовано тем, кто собирается впервые приступить к таинствам Исповеди и Причащения по собственному желанию или по совету знакомых, и, возможно, имеет на этот счет какие-либо вопросы и сомнения.

ИСПОВЕДЬ

Итак, в первую очередь, нам нужно понимать, что Исповедь — это таинство примирения с Богом. Во время Исповеди кающийся в присутствии священника, выступающего в роли свидетеля, открывает Богу свои грехи и обещает не повторять их, а священник молится о прощении грехов исповедующегося.

Примириться с Богом — это значит прекратить жить так, как Бог считает неправильным и даже губительным для нас, затем узнать о том, какими Он хочет нас видеть и начать жить так, чтобы Богу своими поступками и всей своей жизнью угодить.

Воля Божия т.е. мнение Бога о том, каким образом мы должны жить и поступать, выражена в Заповедях. Проще всего познакомиться с содержанием и смыслом Заповедей, а также с тем, какими поступками мы, современные люди, можем нарушить эти Заповеди, можно с помощью книги архимандрита Иоанна (Крестьянкина) «Опыт построения исповеди» — то есть здесь и здесь

Важно отличать исповедь от доверительной беседы со священником, во время которой вы можете обсудить какие-либо подробности своей жизни, задать вопросы и получить на них ответы. Хотя какие-то вопросы и можно решить во время исповеди, но если вопросов много или их обсуждение требует длительного времени, то лучше договориться со священником об отдельной личной беседе.

Что нужно, чтобы подготовиться к первой в своей жизни осознанной исповеди?

  • Осознать свои грехи. Если вы задумались об исповеди, значит, вы признаёте, что в своей жизни что-то делали не так, как нужно. Именно с осознания своих грехов и начинается покаяние. Грех — это все, что противоречит Божией воле, или, иначе говоря, замыслу Бога относительно мира и человека. Перед подготовкой к первой исповеди полезно перечитать Нагорную проповедь Спасителя (главы 5-7 Евангелия от Матфея) и притчу о Страшном суде, где Иисус Христос говорит, что жизнь наша будет оцениваться на основании того, как мы относились к своим ближним.
  • Говорить на исповеди только о грехах, причем — собственных. Говорить на исповеди надо о своих грехах, не пытаясь их приуменьшить или показать извинительными. Казалось бы, это очевидно, но как часто священники, принимая исповедь, слышат вместо исповедания грехов житейские истории обо всех родственниках, соседях и знакомых. Когда на исповеди человек рассказывает о причиненных ему обидах, он оценивает и осуждает ближних, по сути, оправдывая себя. Часто в подобных рассказах личные прегрешения представляются в таком свете, что избежать их и вовсе было невозможно. Необходимо помнить, что грех — это практически всегда плод личного выбора.
  • Не выдумывать особого языка. Говоря о своих грехах, не стоит заботиться о том, как бы их «правильно» или «по церковному» назвать. Надо называть вещи своими именами, обычным языком. Вы исповедуетесь Богу, Который знает о ваших грехах даже больше, чем вы сами, и называя грех так, как он есть, Бога вы точно не удивите. Не удивите вы и священника. Порой кающимся стыдно назвать священнику тот или иной грех, либо есть опасение, что священник, услышав грех, осудит вас. На самом деле священнику за годы служения приходится выслушивать очень много исповедей, и удивить его непросто. А кроме того, грехи все не оригинальны: они практически не изменились на протяжении тысячелетий. Будучи свидетелем искреннего покаяния в серьезных грехах, священник никогда не осудит, но только порадуется обращению человека от греха на путь праведности.
  • Говорить о серьезном, а не мелочах. Не надо начинать исповедь с таких грехов как нарушение поста, непосещение храма, работа в праздники, смотрение телевизора, ношение/неношение определенного рода одежды и т.п. Во-первых, это точно не самые серьезные ваши грехи. Во-вторых, это может и вовсе не быть грехом: если человек на протяжении долгих лет не приходил к Богу, зачем же ему каяться в несоблюдении постов, если сам «вектор» жизни был направлен в другую сторону? В- третьих, Господь ожидает от нас любви и отдачи сердца, а не бесконечного копания в повседневных мелочах. Главное внимание должно быть уделено отношению к Богу и ближним. Причем под ближними, согласно Евангелию, понимаются не только люди, которые нам приятны, но все, встретившиеся нам на жизненном пути. И прежде всего — члены нашей семьи. Христианская жизнь для семейных людей начинается в семье и ею же проверяется. Здесь лучшее поле для воспитания в себе христианских качеств: любви, терпения, прощения, принятия.
  • Начать менять жизнь еще до исповеди. Покаяние на греческом языке звучит как «метанойя», буквально — «перемена ума». Недостаточно признать, что в жизни совершал такие-то и такие-то проступки. Бог — не прокурор, а исповедь — не явка с повинной. Покаяние должно быть переменой жизни: кающийся намерен не возвращаться к грехам и всеми силами старается удержать себя от них. Такое покаяние начинается за какое-то время до исповеди, и приход в храм к священнику уже «запечатлевает» происходящую в жизни перемену. Это крайне важно. Если человек намерен продолжать грешить и после исповеди, то с исповедью стоит повременить. Нужно оговорить, что когда мы говорим об изменении жизни и отказе от греха, то имеются в виду прежде всего грехи так называемые «смертные», по слову апостола Иоанна, то есть несовместимые с пребыванием в Церкви. Такими грехами христианская Церковь издревле считала отречение от веры, убийство и прелюбодеяние. К грехам такого рода можно отнести и крайнюю степень других человеческих страстей: злобу на ближнего, воровство, жестокость и прочее, что может быть прекращено однажды и навсегда усилием воли, сочетающимся с помощью Божией. Что же касается грехов мелких, так называемых «повседневных», то они во многом будут повторяться и после исповеди. К этому надо быть готовым и принимать это смиренно как прививку против духовного превозношения: совершенных среди людей нет, безгрешен только один Бог.
  • Быть в мире со всеми. «Прощайте, и прощены будете», — говорит Господь. — «Каким судом судите, таким будете судимы». И еще более сильно: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой». Если мы просим у Бога прощения, то сами должны прежде простить обидчиков. Конечно, бывают ситуации, когда попросить прощения непосредственно у человека невозможно физически, либо это приведет к обострению и без того сложных отношений. Тогда важно, по крайней мере, простить со своей стороны и не иметь в сердце ничего против ближнего.

Несколько практических рекомендаций. Исповедь в нашем храме совершается на вечерних богослужениях (начало вечернего богослужения в 16:00) — в будни во время вечернего богослужения, в субботу вечером — по его окончании. Если есть необходимость, особенно в том случае, если вы приступаете к исповеди впервые, вы можете лично обратиться к священнику и попросить, чтобы назначил вам удобное время для индивидуальной исповеди.

Существуют специальные молитвы, которые помогают стяжать покаянное «настроение». Их хорошо прочитать накануне перед исповедью. Покаянный канон Господу Иисусу Христу печатается практически в любом молитвослове, кроме самых кратких. Если вам непривычно молиться по-церковнославянски, можно воспользоваться переводом на русский язык.

Во время исповеди священник может назначить вам епитимию: воздержание на какое-то время от причащения, чтение особых молитв, земные поклоны или дела милосердия. Это не наказание, а средство к тому, чтобы изжить грех и получить полное прощение. Епитимия может быть назначена, когда священник не встречает со стороны кающегося должного отношения к серьезным грехам, либо, наоборот, когда видит, что у человека есть потребность в том, чтобы что-то сделать практически для «изжития» греха. Епитимия не может быть бессрочной: она назначается на какое-то определенное время, и потом должна быть прекращена.

Как правило, после исповеди верующие причащаются. Хотя исповедь и причастие — два разных таинства, лучше подготовку к исповеди соединить с подготовкой ко причащению. Об этой подготовке — ниже.

Не забывайте, что участие в таинстве Исповеди должно быть регулярным. Не откладывайте следующую исповедь на долгие годы. Исповедь не реже раза в месяц помогает всегда быть «в тонусе», внимательно и ответственно относиться к своей повседневной жизни, в которой, собственно, и должна быть выражена наша христианская вера.


ПРИЧАЩЕНИЕ

Что такое Святые Христовы Тайны и что такое Таинство Причастия?

Святыми Христовыми Тайнами Церковь называет Тело и Кровь Христовы, в которые «прелагаются» (т. е. претворяются) хлеб и вино во время совершения епископом или священником Божественной Литургии в храме Силою действия Божественной Благодати Святого Духа, оставаясь при этом по виду хлебом и вином.

Причащение Тела и Крови Христовых является важнейшим таинством Церкви, в котором верующий соединяется с Самим Богом. Принимая во внимание величие этого таинства, мы тщательно и с благоговением готовимся к нему.

Причащение есть таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина, вкушает Самих Тела и Крови Христовой, таинственно соединяется со Христом и получает залог вечной жизни. Таинство это установлено было самим Иисусом Христом на последней Тайной Вечери. Благословив приготовленный хлеб, Он преломил его по числу учеников и, раздавая им, сказал: «приимите, ядите, сие есть Тело Мое, которое за вас предается; потом взяв чашу и воздав хвалу Богу, подал им, говоря: «пейте из нее все. Ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. сие творите в Мое воспоминание» (из Евангелия). Причащение необходимо каждому христианину для спасения. Об этом ясно говорит Иисус Христос: «истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына человеческого и пить Крови Его: то не будете иметь в себе жизни» (Ин 6:53). Сущность этого таинства состоит в том, что во время совершения Божественной литургии хлеб и вино, силою и действием Святого Духа, пресуществляются в истинное Тело Христово и в истинную Кровь Христову и служат для причащающихся духовною пищею и залогом вечного блаженства. Мы причащаемся, чтобы соединиться со Христом, чтобы и после смерти быть с Ним, потому что кто не соединиться со Христом здесь, не сможет быть с Ним в вечности.

Из чего состоит подготовка к причастию?

Подготовка к причастию должна включает сугубую молитву, пост, раскаяние в грехах и участие в богослужении.

Каковы необходимые условия причащения?

Существует несколько условий, без выполнения которых причащение невозможно: Эти условия — истинная вера, покаянный и сокрушенный настрой сердца человека, мир со всеми, и жажда причаститься Тела и Крови Христовых.

Как часто нужно причащаться?

Все мы, православные христиане, должны стараться причащаться не реже, чем раз в три воскресных дня. Постепенно нужно стремиться к тому, чтобы причащаться каждый воскресный день. Но в любом случае необходимо внимательно относиться к внутреннему настрою и внутренней подготовке ко Святому причащению.

Как молиться перед причастием?

В целом всем рекомендуется накануне причастия прочитать три канона (канон Иисусу Христу, канон Божией Матери и канон Ангелу Хранителю) и Последование ко Святому Причащению, за исключением тех прихожан, которые очень давно в Церкви и очень давно и часто причащаются. Но правильнее всего состав молитвенного правила перед причастием каждому согласовать с духовником (или любым священником в храме).

Последование ко Святому Причащению

Как соблюдать пост перед причащением?

Подготовка ко Причастию предусматривает пост в течение нескольких дней. Мера и длительность такого поста определяется индивидуально с духовником (священником) в зависимости от различных обстоятельств и степени воцерковленности христианина. Пост состоит не только в воздержании от скоромной пищи, но и от развлечений, пустых разговоров и пр. В самый день причащения с полуночи предусмотрено полное воздержание от пищи и пития.

Дополнительная информация:

Об участии верных в Евхаристии

Протопресвитер Александр Шмеман. Значение приготовления к Причастию